Отчетный концерт Московского хореографического училища при театре танца «Гжель» «Приношение танцу» прошедший в Губернском театре был составлен художественным руководителем училища народным артистом СССР, профессором Борисом Акимовым, таким образом, чтобы учесть все направления танца, по которым идет подготовка учеников в этой школе. Обширная программа в двух отделениях составленная из 28 номеров была довольно разнообразна, но делала упор конечно на классику, которая остается основой основ балетного образования.

Это первый выпуск преподавателя училища Богданы Лапиной, и выпуск очень успешный – достаточно сказать, что её воспитанница Екатерина Клявлина, была приглашены в Большой театр и уже в первые дни работы в театре станцевала тройку сильфид в балете датского классика Августа Бурнонвиля «Сильфида» (из-за чего, кстати, не смогла прийти на свой выпускной вечер!)

Екатерина Клявлина все годы обучения в училище являлась гордостью школы. Она неоднократная победительница многих международных конкурсов, в том числе обладательница третьей премии и бронзовой медали по младшей группе самого престижного из них Международного конкурса артистов балета и хореографов, что проходил в Большом театре два года назад. Тогда она очаровала многих специалистов своей музыкальностью, легкостью, технической оснащенностью которую демонстрировала и на выпускном концерте отлично станцевав со своим партнером и тоже выпускником этого года Александром Водянским адажио из балета «Жизель», а также номер по которому вечер, собственно, и получил свое название -  «Приношение танцу». Это, поставленное в классической манере, тонкое и вдумчивое размышление известного хореографа Бориса Мягкова о своей профессии – премьера училища, и станцованный студентами старших курсов этот номер стал эффектным завершением вечера.

А открывался концерт адажио из балета «Щелкунчик» (хореография Вайнонена), которое довольно профессионально исполнили нынешняя выпускница школы Дарья Куринная и тот же Александром Водянский, который в последние годы был незаменимым партнером во всех училищных концертах.  Педагог Алексей Борзов воспитал танцовщика, обладающего хорошими партнерскими качествами, что оценили в знаменитом театре балета Бориса Эйфмана, пригласив выпускника в свою труппу (из этого выпуска так же в труппу Эйфмана идет работать обладающая эффектными внешними данными выпускница Мария Иванова).

Классика представленная в училищном концерте была довольно разнообразна: помимо вариации из балета «Дон Кихот» с которой не плохо справилась Анастасия Кузина (преподаватель Марина Александрова) здесь были показаны такие сложные номера классического наследия, как па-де-де из балета «Спящая красавица», исполнять которое Екатерине Клявлиной помогал премьер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Мануйлов, а также па-де-де из балета «Корсар», которое солист того же Музыкального театра Георги Смилевски-младший исполнил со студенткой выпускного курса Викторией Седовой (педагог-репетитор Татьяна Ледовских).

Отлично подготовила своих студенток - второкурсниц  Софью Шатохину, Татьяну Васильеву, Василису Дерендяеву, Никию Зайченко и педагог Лилия Васильева: девочки прекрасно показались в сцене «Фрески» из балета Сен-Леона (в редакции Мариуса Петипа) «Конёк горбунок».

Приятно, что достойно представляют училище и ученики, которые только начинают серьезно работать с классикой: это студентка I курса Мария Морозова (педагог Ольга Шаройко) и совсем еще юный пятиклассник Данил Тимченко (педагог Алексей Борзов), которые не только без технических ляпов и погрешностей, но главное по актерски выразительно и «заразительно» «отрывались» в па де рюбан в хореографии Александра Горского к одному из самых старинных балетов наследия «Тщетная предосторожность».

Для своего выступления на выпускном концерте вариацию из знаменитого балета Сержа Лифаря «Сюита в белом», поставленного в 1943 году, выбрала Мария Конюшкина. Сейчас этот шедевр зарубежной классики входит в репертуар московского Музыкального театра, а для концерта его со своей ученицей подготовила преподаватель Богдана Лапина.

В номерах ранней и поздней советской классики (вариации из балета «Лауренсия» в хореографии Вахтанга Чабукиани и  «Кармен» в хореографии Альберто Алонсо) показалась в концерте и тут же «зажгла» зал своим лучившимся и лившимся через край темпераментом и выпускница Милина Фидан, оставившая своими выступлениями самое благоприятное впечатление (преподаватель Марина Александрова). 

Педагоги Ольга Шаройко и Алексей Борзов подготовили со своими студентами и такую нечасто исполняемую на концертах классику, как па де сис из балета «Маркитанка» возобновленную в хореографии Артура Сен-Леона еще в 70-е годы прошлого века известным почитателем   старинной хореографии французом Пьером Лакоттом. Солировали в этом номере первокурсница Алеся Лазарева и выпускник Никита Куклачев,  представивший на концерте целую галерею образов: помимо классической «Маркитанки», в которой  довольно органично смотрелся, он был озорным и обаятельным в номере Генриха Майорова «Мы» (вместе с ним в этом номере хорошо показались и другие выпускники этого года Антон Сенько и Александр Букреев), но особенно запомнился в «Еврейском мотивчике», на народную музыку (в обработке А. Кличановского), созданном хореографом Светланой Воскресенской  и станцованном в редакции его педагога Алексея Борзова.

Современная хореография вообще была представлена на концерте в самых разных своих изводах: от хореографии отечественного хореографа Дениса Бородицкого (его номер под названием «Девчушка» исполнила учащаяся 5 класса София Пикалова), до хореографии такого модного и актуального итальянского хореограф Мауро Бигоцетти.месте с солистом МАМТ Александром Селезневым номер Vertigo  исполнила выпускница Дарья Сердюкова, которая показала себя ещё и в другом жанре легко и выразительно станцевав номер из наследия характерного танца  - «Танец с колокольчиками» из балета «Бахчисарайский фонтан», подготовленный с ней Александрой Гривниной. Все эти номера органично вплетались в концепцию вечера и исполнялись не только старшекурсниками, но и самыми маленькими представителями этой школы. Так очень мило в исполнении первоклашек смотрелись номера от Елены Барышниковой «Канарейки» и «Фарандола» отрепетированные для концерта педагогами Лилией Васильевой и Дмитрием Маленко. 

Еще одно серьезное направление училища –  народно-сценический танец и тут, как всегда на высоте оказались педагоги этого отделения  училища Валентина Слыханова и Дмитрий Толмасов, подготовившие со своими питомцами  зажигательный «Весенний перепляс», сочиненной Валентиной Слыхановой на народную музыку в обработке В. Петрова.

  - Школа с каждым годом набирает свой профессиональный имидж у людей, которые работают в нашем искусстве, в балете – рассказывает мне о своих впечатлениях от концерта хореограф Борис Мягков, близко наблюдавший в этом году работу училища, когда ставил для выпускного концерта номер «Приношение танцу». - Чем эта школа уже отличается? Она отличается своим профессионализмом, что очень заметно. Нет дилетантизма, нет никаких самодеятельных окрасов, никаких ляпов. В эстетике чистой классики училище достигло определенных успехов, профессиональных и педагогических.  Ольга Ивановна Шаройко, Богдана Михайловна Лапина, Лилия Николаевна Васильева, другие педагоги, они все разные, но все работают как мне кажется в одном направлении. И это для училища очень важно: девочки разных педагогов имеют определенное творческое лицо. То есть видна чистота эстетического восприятия. В школу не всегда приходят дети с идеальными данными: педагоги видят своих учеников и достигают с ними максимального раскрытия.  Развить способности ученика и сделать может быть чуть-чуть больший шаг, чем дано ему природой – это очень важно и это я в работе педагогов училища вижу. Хочу отметить так же и очень хороший подбор постановочного материала. Неожиданные какие-то номера, которые в концертах обычно не фигурируют: вдруг ты видишь Лакотта, каких-то других балетмейстеров. Кроме этого школа прекрасно владеет стилистикой народного танца, потому что в этой школе есть отделение народного танца. В концерте так же был и модерн, были и оригинальные номера. Борис Акимов привносит в работу училища свой вкус, талант, своё видение, что придает свое собственное направление этой школе.

Павел ЯЩЕНКОВ